Масла для автоматических коробок переключения передач
В связи с тем что к маслам для автоматических коробок переключения передач (АКПП) предъявляются особые требования, крупнейшие произвогдители этих коробок разработали отдельные спецификации для автоматических трансмиссионных жидкостей — ATF (Automatic Transmission Fluids).
Принципиальным отличием автоматических трансмиссий от механических является то, что при движении автомобиля между коленчатым валом двигателя и первичным валом АКПП нет жесткой связи. Роль всем известного сцепления здесь возложена на гидродинамический трансформатор, именно он осуществляет передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Основным рабочим телом является ATE Помимо этого, ATF используется для передачи управляющего давления на фрикционы многодисковых сцеплений, вызывая включение той или иной передачи. К маслам, работающим в автоматических коробках передач, предъявляются гораздо более высокие требования по вязкости, антифрикционным, противоизносным и противоокислительным свойствам, чем к применяемым в других агрегатах. Поскольку автоматические коробки включают в себя несколько совершенно разнородных узлов — гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления, — спектр функций масла весьма широк. Оно и смазывает, и охлаждает, и передает вращающий момент. Динамические нагрузки в таких передачах меньше, чем в обычных коробках передач из-за отсутствия жесткой связи между двигателем и трансмиссией. Средняя рабочая температура масла в картере автоматической коробки составляет 80-95°C, в жаркую погоду при городском цикле движения она может подниматься до 150°C. Высокие скорости движения потоков масла в гид-ротрансформаторе и температура вызывают интенсивное вспенивание, что создает благоприятные условия для окисления самого масла. В таких условиях масло должно не только сохранять свои эксплуатационные свойства н зд-щищать поверхности трения, но и как передающая вращающий момент среда обеспечивать высокий КПД трансмиссии. И вот тут требования к вязкости прямо противоположны тем, что предъявляются, когда речь идет только о смазке. Для смазки шестерен нужна высокая вязкость, для нормальной работы гидротрансформатора — низкая. Водителю следует помнить: в процессе эксплуатации количество жидкости уменьшается вследствие испарения через систему вентиляции. Поэтому при техническом обслуживании необходимо доливать трансмиссионную жидкость до необходимого уровня; при длительной эксплуатации трансмиссионная жидкость утрачивает физико-химические свойства: вследствие испарения легких фракций происходит увеличение ее вязкости выше допустимого уровня, вырабатывают свой ресурс присадки. Поэтому ее нужно своевременно менять.
Трансмиссионная жидкость в течение всего срока эксплуатации в нормально работающей коробке должна оставаться чистой. Допускается лишь небольшое изменение ее цвета — она темнеет.
Грязная черная жидкость со специфическим запахом гари — показатель того, что коробке нужна не замена жидкости,а серьезный ремонт. Специалисты рекомендуют менять масло после пробега автомобилем 50-70 тыс. км, если автомобиль эксплуатируется в обычном режиме, через 30-40 тыс. км — при очень интенсивной езде.
Масла для автоматических коробок передач специально окрашивают в заметный цвет, чаще всего красный, чтобы случайно не использовать их в обычных коробках передач.
В отличие от масел для механических коробок переключения передач (КПП), жидкости для автоматических AКПП не имеют жестких международных стандартов. Ведущие мировые автопроизводители разработали собственные требования к ним и классификации, которым должны соответствовать ATE У GeneralMotors это группы DEXRON DEXRON II, DEXRON III и DEXRON IV. Нормы компании Ford обозначаются как Мегсоп, концерна Daimler-Chrysler — MB 236.1/236.5. При этом группы DEXRON II взаимозаменяемы с жидкостями класса Мегсоп и даже могут смешиваться, но, правда, только после квалифицированной консультации с техническими специалистами автомобилестроительных компаний. Однако в настоящее время нет проблемы найти в магазине жидкость соответствующей спецификации.
Помните, жидкости ATF разного цвета — несовместимы!
Большое разнообразие конструкций механических и автоматических коробок передач автомобилей классических, переднеприводных и полноприводных моделей требует от маслопроизводителей выпуска широкой гаммы трансмиссионных масел. Ведущие мировые компании стараются предусмотреть все жизненные ситуации, чтобы в руках автомобилистов в нужное время оказалось масло, полностью отвечающее конкретным условиям эксплуатации.
Кроме требований General Motors и Ford, при оценке качества масел для автоматических коробок передач часто используются заводские спецификации фирм Deimler ChrysIer, MAN, Toyota, Allison, Renk, Voith, ZFи др.
Для европейских автомобилей, на которых установлены коробки фирмы ZF, заливают масла по спецификации «GeneralMotors».
В автоматические коробки передач автомобилей Ауди, БМВ и Мерседес последних лет выпуска для автоматических трансмиссий заливают только синтетическое масло.
В автоматических трансмиссиях европейского производства используют масла, разработанные американскими фирмами. Наиболее популярными являются DEXRON и MERCON.
При выборе жидкости для своей АПКП не стоит экспериментировать, лучше следовать рекомендациям завода-изготовителя.