Жидкости для системы охлаждения - антифриз, концентрат антифриза, тосол

Жидкости для системы охлаждения

Первоначально для систем жидкостного охлаждения в двигателях применяли воду, обладающую значительной удельной теплоемкостью. Однако у воды, как у охлаждающей жидкости, есть ряд недостатков. Основной из них — кристаллизация (замерзание) воды при температуре ниже 0°С, при этом вода увеличивается в объеме, повреждая (разрывая) детали системы охлаждения. Еще один недостаток — высокая коррозионная активность к металлам, из которых изготовлены детали системы охлаждения. Поэтому в странах с теплым климатом в качестве охлаждающей жидкости используют воду с добавлением дополнительных компонентов, такую смесь называют антикоррозионной жидкостью. В странах с холодным климатом уже в течение многих лет в качестве всесезонной охлаждающей жидкости применяют смесь воды с многоатомными спиртами, которую называют антифризом.

На сегодняшний день наибольшее распространение получили охлаждающие жидкости на основе этиленглнколя. Большинство иностранных производителей высококачественных охлаждающих жидкостей производят антифриз в виде концентрата — этиленглнколя с пакетом высокоэффективных присадок. Состав концентрата примерно следующий: 95% — этнленгли-коль,3% — вода, 2% — пакет активных присадок.

Для получения охлаждающей жидкости с необходимыми характеристиками (температурой застывания) необходимо смешать концентрат антифриза с водой. Использовать концентрат антифриза в качестве охлаждающейжидкости без смешивания с водой нежелательно, так как теплоемкость его гораздо ниже, чем у воды, а температура застывания около минус 25°С. Применение в качестве охлаждающей жидкости только концентрата антифриза может ухудшить эффективность работы системы охлаждения.

Для концентратов антифриза обычная пропорция смешивания такая: примерно 50% концентрата антифриза на 50% воды. Температура застывания такой смеси около минус 37°С. При большем количестве воды или недостаточном количестве ингибиторов коррозии в концентрате значительно ускоряются процессы коррозии деталей.

Кроме антикоррозионных присадок, в состав антифриза также должны входить компоненты, защищающие детали системы охлаждения от разрушений. Особенно опасны для деталей системы охлаждения поддельные или низкокачественные антифризы, которые не содержат в достаточном количестве необходимые присадки, и разрушение деталей может произойти за очень короткий срок. К сожалению, определить некачественный антифриз можно только по результатам работы двигателя или лабораторным тестам.

Охлаждающая жидкость, готовая к применению и не требующая добавления воды, называется «Тосол» А-40 или «Тосол» А-65, температура замерзания которых соответственно — 40°С и — 65°С.

Охлаждающая жидкость в процессе эксплуатации вырабатывает свои присадки и изменяет свои характеристики, возрастает способность вызывать коррозию металлов, со временем испаряется вода, повышается плотность, снижается теплопередача. Срок службы охлаждающих жидкостей обычно указывается производителем на этикетке. Он может быть равным 5 лет. Од-нако, практика показывает, что ее лучше всего заменять не реже чем через 2 года или 40 тыс. км пробега. Многочисленные испытания и опыты показывают, что через 2 года или с пробегом свыше 40 тыс. км любая, даже самая ка-чественная охлаждающая жидкость вырабатывает присадки и происходит коренное изменение качественных показателей.

Если радиатор не подтекает, двигатель не перегревается, то антифриз можно поменять только после окончания срока эксплуатации. Но целесообразно раз в полгода проверить: сильно ли изменился его внешний вид, нет ли осадка и продуктов коррозии, если эти признаки присутствуют, то жидкость нужно заменить.

Несмотря на то, что основой всех охлаждающих жидкостей служит вод-ный раствор этиленгликоля, каждая из них может содержать разный пакет антикоррозионных и противовспенивающих присадок. Смешивать отечественные антифризы с импортными составами и продуктами, в которых используются зарубежные присадки, не рекомендуется.

Одним из признаков качества антифриза является наличие официального допуска и соответствие одному из зарубежных стандартов, например, американским ASTMD3306 и ASTMD4556, бельгийскому BT-PS-606A. английскому BS 6580, NATOS-759. Наличие на упаковке допусков BMW, DAEVolvo, Mercedes-Benz, VW, GM, Ford свидетельствует в пользу этого антифриза.

Эксплуатация автомобиля

Необходимо отметить, что антифриз на основе этиленгликоля чрезвычайно опасен для организма человека. При попадании антифриза в органы пищеварения необходимо сразу обратиться за медицинской помощью (35 мг — смертельная доза для человека).

Взаимозаменяемы ли антифризы различных марок?

Следует знать:

  • нельзя смешивать жидкости разных марок, так как в их состав входят различные присадки, которые могут вступить в химическую реакцию и снизить свойства охлаждающей жидкости;
  • нельзя смешивать жидкости разного цвета;
  • при необходимости для доливки лучше использовать дистиллирован ную воду, контролируя при этом плотность получаемой смеси, чтобы не допустить снижения температуры замерзания;
  • накипь и продукты коррозии можно удалить из системы охлаждения только специальными промывочными жидкостями (концентратами) — водными растворами слабых кислот (муравьиной, щавелевой, или соляной) с добавленными ингибиторами коррозии. Промывать систему нужно в соответствии с указаниями предприятия-изготовителя. После чистки желательно удалить остатки моющего состава, промыв систему дистиллированной водой как минимум один раз, если в инструкции к жидкости не указано иначе.

    На прилавках автомобильных магазинов появилось новое поколение антифриза, которое имеет название карбоксилатный антифриз или G12. На ем-костях с данной незамерзающей жидкостью указаны большие сроки использования, а также другие преимущества «новинки». Чем же он отличается от обычного «тосола»?

    Автолюбители первоначально использовали воду для охлаждения двигателей своих автомобилей, поскольку зимой она замерзала, то решили снизить температуру кристаллизации, добавив в воду этнленглнколь. С ним жидкость не замерзала и не разрушала детали двигателя и его системы охлаждения. Так продолжалось бы долго, если бы не современный технический прогресс. Он потребовал снижения массы автомобиля и повышения качества деталей при снижении их себестоимости. Стали появляться детали системы двигателя из алюминиевых сплавов. Все бы хорошо, но этнленгли-коль, который заливали в систему охлаждения, начал разрушать детали из алюминиевых сплавов, а именно, разъедать радиатор и соединительные трубки. Тогда был изобретен антифриз под маркой «Тосол», который содержал специальные присадки, противостоящие коррозии, создавая защитный слой против воздействия этиленгликоля. Позже был создан новый антифриз, который получил от компании «Фольксваген» название «антифриз G11». Данное обозначение стали использовать во всем мире.

    Новый антифриз G11 имел несколько недостатков, основной — ограниченный срок службы, всего два года. Технический прогресс развивался дальше и в итоге был разработан новый карбоксилатный антифриз С, 12, особенность которого — увеличенный до пяти лет срок службы, что позволило применять его всеми мировыми автомобильными компаниями.

    Как правильно выбрать и купить карбоксилатный антифриз G12? главное не нарваться на подделку. Если на упаковке написано что-то вроде; «соответствует требованиям завода-изготовителя», то это означает, что его состав аналогичен характеристикам антифриза завода-изготовителя, но никаких тестов он не проходил и его не испытывали автопроизводители.

    Если у вас современный автомобиль, то рекомендуется применять только карбоксилатныйантифриз G12, что избавит вас от неприятных моментов, связанных с ремонтом автомобиля, и продлит срок службы вашей машины.

    Самыми популярными стали следующие антифризы G12: SintecPremium, CoolStreamPremium и X-FreezeCarbox.

  • Valid HTML 4.01 Transitional

    Google+