Тормозные жидкости
В тормозных системах с гидравлическим приводом в основном применяют следующие тормозные жидкости: БСК, Нева, Томь, Роса — в отечественных автомобилях, SAE J 1703 ISO 4925, DOT3, DOT4, DOT4+, DOT5.1, DOT5, Racing Formula DOT 6 — в иномарках.
Основным параметром тормозной жидкости является ее температура кипения — чем она выше, тем лучше для тормозной системы. Закипевшая тормозная жидкость пузырится и эффективность тормозной системы снижается.
До недавнего времени в отечественных автомобилях широко применялась тормозная жидкость БСК, представляющая собой смесь равного количества бутилового спирта и касторового масла с добавлением органического красителя (цвет жидкости оранжево-красный). Жидкость имела хорошие смазывающие свойства, но невысокие вязкостно-температурные показате-. ли. Ее можно использовать в гидроприводах тормозов и сцепления грузовых и легковых (кроме ВАЗ) автомобилей в зонах умеренного климата. При температуре ниже минус 17°С жидкость БСК из-за интенсивной кристаллизации начинает переходить в твердую фазу. Верхний температурный предел работоспособности также невелик — жидкость закипает при 115°С. При попадании в систему воды однородность жидкости нарушается и она становится непригодной к использованию. Жидкость БСК не гигроскопична — это ее достоинство, со временем ее температура кипения снижается не так ощутимо, как у тормозных жидкостей на гликолевой основе, но абсолютные значения температуры кипения 115-110°С не могут обеспечить надежную работу тормозов современных автомобилей на режимах с интенсивным торможением. Кроме того, к недостаткам касторовых тормозных жидкостей можно отнести выпаривание спирта при работе с высокими температурами.
Улучшенные эксплуатационные свойства (надежная работа тормозных : систем в интервале температуры от -50 до +150°С, противоизносные, защитные характеристики) у жидкостей ГТЖ-22М и «Нева» на основе гликолей с комплексом присадок. Это прозрачные жидкости желтого цвета, имеющие хорошие вязкостно-температурные свойства, низкую испаряемость. Жидкость «Нева» рекомендована для применения в приводах тормозов современт ных легковых автомобилей (за исключением ГАЗ-24 выпуска до 1985 г., из-за несовместимости с резиновыми манжетными уплотнениями гидропривода^ При поглощении воды расслаивание жидкости в системе не происходит, так как вода хорошо растворима в гликолях. Основной недостаток жидкостей — высокая гигроскопичность. В результате накопления влаги в жидкости резко (от К0-200°С до 120-140°С) уменьшается температура ее кипения. Жидкость ГГЖ-22М но показателям близка к «Неве», но обладает худшими антикоррозионными и вязкостно-температурными свойствами.
Более высокое качество имеет всесезонная тормозная жидкость «Томы», представляющий собой смесь гликолей (этилкарбитола) и эфиров борной кислоты с добавлением вязкостной и антикоррозионный присадки. По внешнему виду очень похожа на жидкости «Нева» и ГТЖ-22М. Основные ее пре имущества — меньшая гигроскопичность, незначительное снижение температуры кипения при обводнении (с 205-220°С до 140-1б0°С), улучшенные противоизносные и антикоррозионные свойства. Эксплуатационные свойства жидкости обеспечивают надежную работу приводов тормозов всех отече ственных грузовых и легковых автомобилей.
Жидкость «Роса» представляет собой композицию на основе боросодержащих соединений, антиокислительных и антикоррозионных присадок. По внешнему виду — это прозрачная бесцветная однородная жидкость, имеющая исключительно хорошие эксплуатационные свойства (особенно высокотемпературные — температура кипения «сухой» и «увлажненной» жидкости 2бО°С и 165°С соответственно). Ее можно использовать в тормозных системах всех типов автомобилей при температуре окружающей среды от -50 до +50°С.
Следует отметить, что жидкости «Нева», «Роса», «Томь.» полностью совместимы, их смешивание возможно в любых соотношениях. Заметим, что смешивание указанных жидкостей с БСК недопустимо, так как это приведет к расслоению смеси и потере необходимых эксплуатационных свойств.
Зарубежными аналогами жидкостей «Нева» и «Томь» являются жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3, которые имеют температуру кипения более 205°С, а жидкости «Роса» — жидкости ДОТ-4 с температурой кипения более 230°С.
Свойства импортных тормозных жидкостей приведены в таблице.
Стандарт | Температура кипения свежей жидкости °С | Температура кипения влажной, старой жидкости, °С | Вязкость при 40 °С | Цвет |
SAEJ1703 | 205 | 140 | 1800 | Безцветная или янтарный |
ISO 4925 | 205 | 140 | 1500 | |
DOT 3 | 205 | 140 | 1500 | |
DOT 4 | 230 | 155 | 1800 | |
DOT 4+ | 260 | 180 | 1200-1500 | |
DOT 5.1 | 260 | 180 | 900 | |
DOT 5 | 260 | 180 | 900 | Пурпурный |
Racing Formula DOT 6 | 310 |
Все типы импортных тормозных жидкостей, за исключением DOT 5, гигроскопичны. Как правило, тормозную жидкость меняют один раз в два года, исключение составляет DOT 5.1, ее нужно менять каждый год, так как она более гигроскопична, чем остальные. Это означает, что при переходе на эту жидкость необходимо полностью промыть и просушить тормозную систему. Остальные типы жидкостей одного и того же производителя можно смешивать.
Нельзя заменять жидкость БСК другими типами тормозных жидкостей, DOT 5 нельзя смешивать с остальными типами тормозных жидкостей DOT!